4 октября 2017

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, КИЕВСКИЙ ЗЛАТОУСТ

 

Сегодня Церковь вспоминает одного из своих досточтимых сынов — святителя Димитрия Ростовского, нашего с вами земляка.

В декабре 1651 года в небольшом поселке Макаров Киевской области, у сотника Саввы Григорьевича Тунталы и супруги его Марии родился сын — Даниил.

 

Мать его была благочестивой женщиной; отец будучи из простых казаков, дослужился до звания сотника у гетмана Дорошенко. Во время смутных обстоятельств того времени переселился в Киев со всем семейством. Последние дни своей жизни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители.

 

Наученный грамоте еще в родительском доме, отрок Даниил поступил в Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве, учрежденном Петром Могилою для противодействия латинским нравоучениям. Здесь отрок показывает блестящие успехи, обгоняя всех своих сверстников. Но еще более выделяется Даниил среди всех учеников своим благочестием и скромным нравом, удаляясь от всяких увеселений, свойственных его возрасту.

Однако, в силу бедственных обстоятельств того времени (польско-русская война), Даниил не успел окончить обучение: Киев переходил из рук в руки, и училище было закрыто — держава Польская временно возобладала колыбелью нашей веры, Киевом, и 8 лет учебное заведение оставалось в полном запустении.

 

Отрок, проникнутый чтением отеческих книг, принимает монашество в Кирилловской обители с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского.

Несмотря на его молодость, ради высокой добродетели и труженической жизни, Димитрия посвящают в иеродиакона. 6 лет спустя на него обращает внимание черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) и рукополагает его в иеромонаха. Познакомившись ближе с Димитрием, пораженный его внутренним достоинством, берет его с собою в епархию для проповеди слова Божия и состязания с латинами, которые старались подавить Православие.

 

Здесь Димитрий знакомится с ревностными блюстителями веры православной — бывшим ректором Киевской академии Иоанникием Голятовским и ученым иностранцем Адамом Зерникавом, который, будучи протестантом, обратился к Православию единственно силою истины. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии.

Движимый благочестивым усердием, Димитрий прежде всего утверждал колебавшихся в Православии. Толпы народа спешили услышать духовное назидание из уст Димитрия. Он стяжал всеобщую любовь народа к себе, отчего и был назван «русский Златоуст».

 

В 1684 году настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручает иеромонаху Димитрию составление Четьих-Миней (Житий святых) на весь год.

Димитрий Ростовский

С этого времени вся дальнейшая жизнь Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и, одновременно, доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его 20-летнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда.

 

Помимо этого, он поочередно был настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

 

Здесь он неусыпно заботится об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. Его паства не имела училищ, которые были только в Москве, и даже лишена была слышания живого проповеднического слова Божиего, и потому народ легко увлекался лестными учениями лжи и раскола. «Сеятель не сеет, а земля не приемлет; иереи не брегут, а люди заблуждают: иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а люди не слушают, ниже слушати хотят; от обою сторону худо: иереи глупы, а людие неразумны», — говорит святитель о беде в его епархии. Но не только говорит, а с любовью врачует больных, мужественно искореняя зло.

 

До нас дошли 2 его окружных послания к епархиальному духовенству. В первом он обличает некоторых священников том, что они обнаруживают грехи своих духовных детей, открытые им на исповеди. Святитель убедительно доказывает, что обнаруживать тайны, открытые на исповеди, значит не понимать духа таинства, оскорблять Святого Духа, который даровал прощение грешнику. Нескромный духовник есть Иуда предатель и подобно ему подлежит вечной погибели.

 

Затем святитель нелицеприятно обличает священников, которые оставляют бедных прихожан своих: больных без исповеди и причащения святых тайн, так что многие умирали без святого напутствия. Он угрожает таким пастырям гневом Божиим за то, что затворяют царство небесное перед человеками, сами не входят и хотящим возбраняют войти и предлагает в многолюдных приходах для исправления треб церковных приглашать «придельных» священников.

 

В другом святой Димитрий внушает особенное благоговение к таинству животворящего тела и крови Христовой. Он предписывает хранить Святые Дары в чистых сосудах на святом престоле и воздавать им благоговейное почитание и требует от иереев пребывания в воздержании и трезвости, вкратце напоминая им об обязанностях в отношении к своей пастве.

 

Однако, понимая, что одними предписаниями нельзя исправить данного зла святой Димитрий образовывает училище при архиерейском доме из собственного дохода. Эти было первое в великой России училище (после Московского). Оно было разделено на 3 класса (до 200 человек). Святитель лично наблюдал за успехами учеников: он хотел, чтобы окончившие училище умели проповедовать слово Божие. Сам же, в свободное время, толковал избранным ученикам некоторые места Священного Писания, а летом призывал к себе в загородный дом.

 

И в новом сане Димитрий не превознесся, напротив, смирение его усугублялось по мере возвышения в степени духовной: «...Знаю, что Господь Бог попускает и недостойным, в числе которых я первый, получать почетные звания; это творит Он по неведомым судьбам Своим. Потому-то я в страхе, нося честь не по достоинству моему» — так пишет о себе святитель своему другу монаху Феологу.

 

Прибыв в Ярославль, святитель озаботился вразумлением паствы об исполнении царского повеления о брадобритии. Многие, по слепоте своей, почитали лишение бороды за искажение образа Божия.

Святитель сам рассказывает, как однажды, при выходе из собора после литургии, два не старых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не ожидавший такого вопроса святой Димитрий только спросил у них: «Что отрастет? Голова ли отсеченная или борода?» — и на их ответ: «Борода», — сказал им в свою очередь: «И так лучше вам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная — только в воскресение мертвых».

 

Мудрость, образованность, добросердечность, деятельная любовь, отеческая заботливость, пастырские наставления, нестяжание — лишь маленькая часть добродетелей, которыми прославил и прославляет доныне имя Господне святитель Димитрий.

 

Он мирно отошел ко Господу в пятницу 28 октября 1709 года. После себя не оставил никакого имущества, кроме книг и рукописей.

 

Через 42 года, 21 сентября 1752 года, когда стали разбирать опустившийся помост в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными святые мощи святителя Димитрия в сгнившем гробу. От них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах.

Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. А празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

 

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни.

Давайте вместе откроем книгу богатейшего духовного наследия, оставленного нам святителем и научимся вместе с ним любить Господа.

 

Избранные молитвословия (выдержки)

Поклонение Святой Троице

Все силы души моей, придите, поклонимся Богу, Единому в Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу!

Все мысли сердца моего, придите, поклонимся Троице, в Единице почитаемой!

Все чувства тела моего, придите, поклонимся, припадем и заплачем пред Господом, сотворившим нас!

Поклоняюсь Тебе, Пресвятая, Единосущная, Животворящая и Нераздельная Троица, Отче, Сыне и Святый Душе. Верую в Тебя и исповедую, славлю, благодарю, хвалю, почитаю, превозношу Тебя и молю: помилуй меня, непотребного раба Твоего (Трижды)...

 

Поклонение Господу нашему Иисусу Христу

...Поклоняюсь пречистой и пресвятой Твоей главе, исколотой ради меня, окаянного, острым терновым венцом, и молю Тебя, Господа моего: искорени из главы моей злое, скверное, блудное, хульное и тщеславное.

Поклоняюсь пресвятым ушам Твоим, наполненным злочестивым хулением ради меня окаянного и неблагодарного, и молю Тебя, Господа моего: дай мне не слышать ничего неполезного и сделай меня послушным Твоему повелению.

Поклоняюсь пречистым Твоим очам, залитым слезами и кровью ради меня, окаянного и неблагодарного, и молю Тебя, Господа моего: Призри на меня и помилуй меня; отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37)...

 

Поклонение Пресвятой Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей, Богородице.

Придите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей, Богородице.

Придите, поклонимся и припадем к Самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей, Богородице.

Поклоняюсь Тебе, Пресвятая Богородица, Твоим рождеством явившая нам Свет Истинный, Царица неба и земли, Надежда безнадежным, Помощница беспомощным и Ходатаица всем грешным. Ты меня покрой и защити от всех бед и нужд душевных и телесных и будь мне, молюсь, Заступницей святыми Твоими молитвами...

 

Богодухновенное христианское наставление

 

  1. Когда встанешь от сна, то первая мысль твоя пусть будет о Боге, первое слово и молитва — к Богу, Создателю твоему, содержащему жизнь твою, могущему всегда умертвить и оживить, поразить и исцелить, спасти и погубить.
  2. Поклонись и воздай благодарение Богу, воздвигшему тебя от сна и не погубившему с беззакониями твоими, но долготерпеливо ожидающему твоего обращения.
  3. Положи начало лучшему, говоря с Псалмопевцем: Сказал я: ныне я начал (см.: Пс. 76, 11), — и прочее, ибо путь свой к Нему хорошо совершает только тот, кто каждый день хорошо начинает.
  4. С утра будь в молитве Серафимом, в делах — Херувимом, в обхождении — Ангелом.
  5. Времени напрасно отнюдь не трать, делай только самые необходимые дела.
  6. Во всех делах, словах и мыслях ум твой пусть будет направлен к Богу. Не начертывай в уме что-либо иное, кроме Христа, пусть никакой образ не прикоснется к чистому сердцу, кроме чистого образа Христа, Бога и Спасителя нашего.

 

Милосердому и долготерпеливому Творцу Богу нашему
угодны от людей следующие дела:

 

  1. Чистота. «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается (антифон воскресный, глас 4) и светится, ибо всякий чистый пребывает во Христе и Христос в нем» (Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Луки). Пред Богом только чистые священствуют, от нечистых же отвращает Бог Свое Лицо.
  2. Любовь и совершение правды во всем. Богодухновенный пророк говорит: Любящий неправду ненавидит душу свою (см.: Пс. 10, 5), а неправда – всякий грех, особенно же смертный.
  3. Пост. Есть не только поздно, но и мало, не пресыщаться... Если удержишь чрево, то вселишься в рай. Как птице невозможно летать без крыльев, так и человеку невозможно спастись без поста и молитвы. Итак, воздерживайся от обильной пищи, от бесполезного многословия, от всякой неправды и от хмельного питья.
  4. Молитва к Богу прилежная, неленостная и без суетных мыслей.
  5. Милость, милостыня, добровольное подаяние. Если ты и беден, то хоть немного подай и не будь скупым.
  6. Любовь. Любить нужно не только братию, но и врагов, любить необходимо и ненавидящих нас, и досаждающих нам, и никогда не делать им зла.
  7. Благодарное терпение досады, поругания, обиды и поношения.
  8. Любить смирение и отнюдь не гордиться.
  9. Хранить молчание; не говорить ни с кем о бесполезном. Особенно же в церкви нужно стоять кротко и ничего не говорить ни с кем, за исключением самого необходимого.
  10. Не быть ленивым к делу Божию, но с бодростью и охотой подвизаться в нем.
  11. Не быть яростным, дерзким, гневливым, не помнить зла и не воздавать злом за зло.
  12. Не завидовать никому и ни в чем, не клеветать ни на кого, не лгать ни в чем, не осуждать никого за грехи, хотя бы и своими очами видел их.
  13. Отнюдь никогда не смеяться.
  14. Непрестанно иметь в уме своем Иисусову молитву и размышлять о смертном часе. Жить осторожно во всякий день и час, хранить заповеди Божии и всегда быть готовым стать, как на Страшном Суде, и дать ответ Богу о всяких своих грехах, ибо говорит Господь: «В чем тебя застану, в том и буду судить тебя», – хорошо, если в добрых делах и покаянии; непокаявшихся же и не плакавших здесь о своих грехах ожидает лютейшая и не имеющая конца мука.
  15. Необходимо всегда пред Богом и духовным отцом приносить истинное покаяние в грехах со всяким усердием, сожалением и умилением, никогда потом не грешить и грехи свои омывать слезами.

Все эти дела угодны Всемилосердному Господу Богу, Творцу нашему.

 

Кондак святителю, глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу и спасет правоверием души наша.

 
МЕДИАБИБЛИОТЕКА
ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ


(067)   879-76-19 © 2013 Храм Покрова Божией Матери и великомученика Артемия Антихийского в селе Гатное.
Украинская Православная Церковь. Церква Гатне УПЦ. Все права защищены.