28 августа 2019

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 

 

После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Матерь Божия жила в доме апостола Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Он заботился о Ней как о родной матери. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

 

Слово Предстоятеля к празднику Успения Божией Матери можно посмотреть здесь.

 

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

 

Жизнь её была и есть пример для подражания всем христианам. Её чистоте удивлялись Ангелы. Святитель Амвросий Медиоланский так писал о Богородице: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама.»

 

Апостолу Иоанну Богослову выпал жребий проповедовать Евангелие в Ефесе и Пресвятая Дева Мария отправилась в эту сторону вместе с ним в 43 году.

 

Также до нас дошло предание о посещении Божией Матерью Святой Афонской Горы, о которой она впоследствии сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".

  

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

 

В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем. Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь".

 

Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов — всех их собрал Святой Дух.

 

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне и Пресвятая Дева предала душу свою в руки Своего Сына и Бога нашего.

 

Началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее.

 

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно прощаясь с Божией Матерью, апостолы освящались от него благодатью, исполняясь духовной радостью.

 

Чтобы еще больше прославить Пресвятую Богородицу всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью, прикасавшихся к священному одру.

 

Началось торжественное погребальное шествие от Сиона, проходя через весь Иерусалим в Гефсиманию. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.

 

Иудеи, пораженные необычайным величием погребального шествия, немедленно донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой.

 

Иудейский священник Аффония захотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но невидимый Ангел Божий видимо отсек его руки, которые посмели прикоснуться к гробу. Аффония пораженный таким чудом, раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией, прося у нее прощения. И тут же его руки срослись.

 

Шествие остановилось у пещеры, куда положили тело Пресвятой Богородицы. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. По Промыслу Божию апостол Фома не присутствовал при погребении Матери Божией. И придя на третий день после погребения Богородицы в Гефсиманию, он сильно скорбел и сокрушался, желая увидеть Лик Богоматери. По общему совету, апостолы решились открыть пещеру, чтобы доставить ему утешение — дать возможность поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково было их удивление, когда открыв гроб, они нашли там только Ее погребальные пелены. Пресвятая Богородица была вознесена с телом на Небо!

 

 

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии — обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

 

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

 

Этот праздник особенно почитаем в нашей стране. У нас возведено много храмов в честь Успения Божией Матери. А история возведения Печерской Лавры неразрывно связана с чудотворным Киево-Печерским образом Успения Божией Матери.

 

Давайте же и мы посетим в этот день храм, почтим память Божией Матери и вспомним слова праздничного акафиста: "Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!". Аминь.

 
МЕДИАБИБЛИОТЕКА
ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ


(067)   879-76-19 © 2013 Храм Покрова Божией Матери и великомученика Артемия Антихийского в селе Гатное.
Украинская Православная Церковь. Церква Гатне УПЦ. Все права защищены.