9 августа 2019
СВЯТЫЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК
И ЦЕЛИТЕЛЬ
ПАНТЕЛЕИМОН
Сегодня мы отмечаем память святого, которого знают все христиане. К нему особенно взывают и молятся, когда заболевают сами или наши близкие. В какой бы храм мы не пришли, мы всегда увидим там икону, с которой на нас смотрит прекрасный юноша с ящичком для лекарств. Это — великомученик и целитель Пантелеимон. В земной жизни он был искуснейшим врачом, а в вечности Господь удостоил его дара врачевания недугов душевных и телесных.
Пантолеон — так звали в начале Пантелеимона — родился 17 веков назад в Римской империи, в великолепном городе Никомидии. Отец его был знатным язычником, а мать — христианкой, поэтому он с детства узнал о Христе. Но мама рано умерла, и воспитанием сына занялся отец. Он отдал его в обучение к знаменитому языческому врачу Евфросину.
Как-то раз, возвращаясь из училища, Пантолеон встретил прозорливого старца Ермолая, христианина. Сердце Пантолеона дрогнуло, и он вспомнил рассказы матери о Христе. С того дня Пантолеон стал каждый день приходить к Ермолаю, чтобы побольше узнать о христианской вере. С каждым днём сердце Пантолеона все больше и больше проникалось благоговейной любовью ко Христу.
Однажды, Пантолеон увидел у дороги мёртвого ребёнка, а рядом с ним — ехидну. Милосердный юноша от всего сердца воззвал ко Господу:
— Господи Иисусе Христе, если Ты хочешь, чтобы я стал рабом твоим, сделай так, чтобы отрок ожил, а ехидна умерла.
Тотчас ребёнок встал, будто очнувшись от сна, а ядовитая змея оказалась разрубленной на части. Пантолеон уверовал во Христа и крестился с именем Пантелеимон — Многомилостивый.
С это времени Пантелеимон посвятил всю свою жизнь служению Богу. Во имя Иисуса Христа он исцелял больных не беря с них платы. Когда на глазах у отца-язычника исцелил от слепоты одного несчастного одним призыванием имени Иисуса Христа, то отец уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
Однако, завистливые языческие врачи, не имевшие успеха в лечении больных, донесли императору, что юный целитель — христианин.
Император Максимиан, ревностный гонитель христиан, призвал к себе Пантелеимон и потребовал от него принести жертву языческим богам — идолам. Пантелеимон предложил императору лично увидеть славу Христа — Единственного Истинного Бога — и принести к нему безнадежного умирающего. Император позволил принести больного, и на глазах у всех Пантелеимон исцелил его!
Но чудо Божие не вразумило язычников, а лишь озлобило. Император велел казнить славного врачевателя. Пантелеимона подвергли ужасным мучениям — разрывали тело железными когтями, опаляли ребра огнем, бросали в котел с кипящим оловом, топили в море. Но Пантелеимон оставался невредим. В ужасе и страхе кричал обезумевший император:
— Как, и море ты подчинил себе?
— И море повинуется Своему Владыке Христу, — невозмутимо ответил Пантелеимон.

Тогда по приказу императора мученика бросили на съедение зверям в цирке, но свирепые звери сделались кроткими, словно овцы. Народ, который был созван на казнь, увидев это вскричал:
— Велик Бог христианский! Да будет отпущен невиновный и праведный юноша!

В диком гневе император приказал казнить всех уверовавших во Христа, а также изрубить ни в чем не повинных зверей.
На следующий день было приказано отрубить мученику голову. Однако, когда палач ударил его мечом, то меч перегнулся подобно воску. Воины в страхе и трепете пали к ногам святого. И тут с неба раздался глас Божий, призывавший Пантелеимона в Царство Небесное.
Пантелеимон велел воинам исполнить приказание императора, и, ко всеобщему удивлению, из отсеченной головы великомученика потекло молоко, а маслина, к которой он был привязан, покрылась плодами. Это произошло 27 июля (9 августа по новому стилю) 305 года.
Святые мощи великомученика и целителя Пантелеимона разошлись по всему христианскому миру. А на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре, хранится его многоцелебная честная глава как драгоценное сокровище.
Тропарь, глас 3:
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Целебнику всехвальному Пантелеимону молятся от избавления и духовных болезней, ибо они всегда являются первопричиной телесных.
Из глубины сердца взывал к нему преосвященный Иеремия (Отшельник). Давайте и мы вместе с ним помолимся, ибо, увы время сейчас хоть и другое, а недуги все те же.
Святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне!
Моли Бога о нас и не допусти долее оставаться в нас тем болезням, коими болим душею и телом! Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстями нашими.
Болим мы леностию и расслаблением — исцели ны!
Болим влечением и пристрастием к земным предметам — исцели ны!..
Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях — исцели ны!..
Болим сонливостию, многословием, празднословием, осудливостью — исцели ны, о святый Пантелеймоне!..
Болят наши очи греховными воззрениями, болят наши уши слушанием пустословия, злоречия, наветов — исцели ны!..
Болят наши руки нерасположением к молитвенному воздеянию и к подаянию милостыни — исцели ны!..
Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень и стремлением к хождениям по стогнам и к посещениям домов мирских — исцели ны!
Болит, зело болит язык наш, уста наши: пустословием, празднословием, злоречием, отвращаясь от молитвословий и славословий, или произнося их небрежно, рассеянно, без внимания, без понятия — исцели ны, о Милостиве!
От главы до ног болим мы: болит в нас разум непонятливостию, неразумностию и безумием; болит в нас воля, отвращаясь от святых занятий и стремясь к делам вредным и богопротивным... — исцели ны, о святый Пантелеймоне!
Все в нас болит: немоществует и душа наша вся со всеми ее силами и способностями; немоществует и тело наше все со всеми его членами.
Исцели ны, о святый Пантелеймоне, Целебниче безмездный и любвеобильный Врачеватель, слуга Пресвятыя Богородицы, и не оставь наше окаянство в толицех недугах и в толицей немощи: да исцелясь твоею благодатию, прославлю Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятую Богородицу, тебе на служение болящим посылающую, и возблагодарю твою, о святый Пантелеймоне, цельбоносную святыню во веки.
Аминь.